Основы Православия

  • 1 Символ веры Символ веры The Symbol of the Orthodox Faith
  • 2 Заповеди Божии Заповеди Божии The Commandments. The Beatitudes
  • 3 Смертные грехи Смертные грехи The Deadly Sins
...
  • 4 Православные Таинства Православные Таинства
Символ веры Символ веры The Symbol of the Orthodox Faith

1 Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. I believe in one God, the Father Almighty, Maker of heaven and earth, and of all things visible and invisible.

2 И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. (Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено. And in one Lord Jesus Christ. the Son of God, the Only-begotten, begotten of the Father before all ages. Light of Light; true God of true God, begotten, not made; of one essence with the Father by Whom all things were made.

3 Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком. Who for us men, and for our salvation. came down from the heavens, and was incarnate of the Holy Spirit and the Virgin Mary, and became man.

4 Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного. And was crucified for us under Pontius Pilate, and suffered, and was buried.

5 И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими). And arose again on the third day according to the Scriptures.

6 И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца. And ascended into the heavens, and sitteth at the right hand of the Father.

7 И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца. And shall come again, with glory, to judge both the living and the dead; Whose kingdom shall have no end.

8 И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков. And in the Holy Spirit, the Lord, the Giver of Life; Who proceedeth from the Father; Who with the Father and the Son together is worshipped and glorified; Who spake by the prophets.

9 Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. (Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь. In One, Holy, Catholic, and Apostolic Church.

10 Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Исповедую одно крещение во оставление грехов. I confess one baptism for the remission of sins.

11 Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, Ожидаю воскресения мертвых, I look for the resurrection of the dead,

12 и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь. и жизни будущего века. Истинно так. and the life of the age to come. Amen.

  • Верую – верю, я убежден;
  • Единороднаго – единственного;
  • прежде всех век – прежде всякого времени, от вечности;
  • единосущна Отцу – имеющего одинаковое существо (природу) с (Богом) Отцом;
  • Им же вся быша – и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено;
  • воплотившагося – принявшего на Себя тело человеческое;
  • вочеловечшася – сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом;
  • воскресшаго – ожившего;
  • по Писанием – согласно со Священным Писанием, где пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день;
  • восшедшаго – вознесшегося;
  • одесную – по правую сторону Бога Отца;
  • паки – опять, во второй раз;
  • мертвых – умерших, которые тогда воскреснут;
  • Его же Царствию не будет конца – после суда настанет бесконечно царство Его;
  • Животворящаго – дающего жизнь;
  • спокланяема и сславима – Духу Святому следует поклоняться и прославлять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равный Богу Отцу и Богу Сыну;
  • Глаголавшаго пророки – Дух Святой говорил через пророков;
  • Соборную – согласную, единодушную, охватывающую людей со всей вселенной;
  • исповедую – открыто признаю словом и делом;
  • чаю – ожидаю;
  • И жизни будущаго века – настанет после всеобщего суда вечная жизнь.

Си́мволом ве́ры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.

Символ веры – не молитва. Ибо он не содержит обращений к Богу, Пресвятой Богородице, Ангелам или святым.

Весь Символ веры состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры. 1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.

С апостольских времен, христиане пользовались так называемыми "символами веры" для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры. В 4-м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.

На Первом Вселенском Соборе были сформулированы первые семь членов Символа, на Втором – следующие пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео–Цареградского.

Символ веры произносится принимающим крещение ("оглашенным") во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме за литургией и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила.

Заповеди Божии Заповеди Божии The Commandments. The Beatitudes

За́поведи Бо́жии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствии греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести.

Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую, на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям).

Десять Заповедей Ветхого Завета Десять Заповедей Ветхого Завета The Ten Commandments (Decalogue)

(Исход 20:2-17, Второзаконие 5:6-21) (Исход 20:2-17, Второзаконие 5:6-21) (Exodus 20:2-17, Deuteronomy 5:6-21)

1 Аз есмь Госпо́дь Бог твой: да не будут тебе́ бо́зи ини́и, ра́зве Мене́ Я Господь, Бог твой; пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня. I am the Lord your God ... thou shalt have no other gods before Me.

2 Не сотвори́ себе́ куми́ра и вся́каго подо́бия, ели́ка на небеси́ горе́, и ели́ка на земли́ ни́зу, и ели́ка в вода́х под земле́ю: да не поклони́шися им, ни послу́жиши им. Не делай себе идола (статуи) и никакого изображении того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землей; не поклоняйся и не служи им. Thou shalt not make for thee any graven image or any likeness of anything that is in heaven above, or that is in the earth beneath, or that is in the water under the earth; thou shalt not bow down to them, nor serve them.

3 Да не прии́меши и́мене Го́спода Бо́га твоего́ всу́е Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Thou shalt not take the name of the Lord thy God in vain.

4 По́мни день суббо́тный, еже святи́ти его; шесть дний де́лай, и сотвори́ши [в них] вся дела́ твоя́, в день же седьмы́й, суббо́та, Го́споду Бо́гу твоему́ Помни день субботний, чтобы проводить его свято. Шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой (день покоя) суббота (да будет посвящен) Господу, Богу твоему. Remember the sabbath day, to keep it holy. Six days thou shalt labor and do all thy work, but the seventh day is the sabbath of the Lord thy God.

5 Чти отца́ твоего́ и ма́терь твою́, да бла́го ти бу́дет, и да долголе́тен бу́деши на земли́ Почитай отца своего и мать свою, (чтобы тебе хорошо было и) чтобы продлились дни твои на земле. Honor thy father and thy mother, that it may be well with thee, and that thy days may be long upon the earth.

6 Не уби́й Не убивай. Thou shalt not kill.

7 Не прелюбы́ сотвори́ Не прелюбодействуй. Thou shalt not commit adultery.

8 Не укради́ Не кради. Thou shalt not steal.

9 Не послу́шествуй на дру́га твоего́ свиде́тельства ло́жна. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Thou shalt not bear false witness against thy neighbor.

10 Не пожела́й жены́ и́скренняго твоего́, не пожела́й до́му бли́жняго твоего́, ни села́ его́, ни раба́ его́, ни рабы́ни его́, ни вола́ его́, ни осла́ его́, ни вся́кого скота́ его́, ни всего́, ели́ка суть бли́жняго твоего́ Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, (ни поля его), ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ничего, что у ближнего твоего. Thou shalt not covet thy neighbor’s wife; thou shalt not covet thy neighbor’s house, nor his field ... nor anything that is thy neighbor’s.

В восполнение 10-ти ветхозаветных заповедей Христос в Нагорной проповеди преподал 9-ть заповедей блаженств. В них Господь начертал образец жизни, свойственный Его последователям, христианам. Не отменяя того, что предписывалось Ветхим Заветом, Спаситель расширяет и возвышает смысл древних заповедей, внушая людям стремление к идеальному совершенству и начертывая путь к этому совершенству.

Заповеди Блаженств – декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века: плачущие – утешатся, алчущие правды – насытятся, кроткие – унаследуют землю, чистые сердцем увидят Бога. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего.

Девять Заповедей Блаженств Нового Завета Девять Заповедей Блаженств Нового Завета The Beatitudes

(Евангелие от Матфея 5:2-12) (Евангелие от Матфея 5:2-12) (Matthew 5:2-12)

И от­вéрзъ устá своя́, учá­ше и́хъ, глагóля: И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: And He opened His mouth and taught them, saying:

1 Блаже́ни ни́щии ду́хом, я́ко тех есть Ца́рствие Небе́сное Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Blessed are the poor in spirit, For theirs is the kingdom of heaven.

2 Блаже́ни пла́чущии, я́ко ти́и уте́шатся Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Blessed are those who mourn, For they shall be comforted.

3 Блаже́ни кротцыи, я́ко ти́и насле́дят зе́млю Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Blessed are the meek, For they shall inherit the earth.

4 Блаже́ни а́лчущии и жа́ждущии пра́вды, я́ко ти́и насы́тятся Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Blessed are those who hunger and thirst for righteousness, For they shall be filled.

5 Блаже́ни ми́лостивии, я́ко ти́и поми́ловани бу́дут Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Blessed are the merciful, For they shall obtain mercy.

6 Блаже́ни чи́стии се́рдцем, я́ко ти́и Бо́га узря́т Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Blessed are the pure in heart, For they shall see God.

7 Блаже́ни миротво́рцы, я́ко ти́и сы́нове Бо́жии нареку́тся Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Blessed are the peacemakers, For they shall be called sons of God.

8 Блаже́ни изгна́ни пра́вды ра́ди, я́ко тех есть Ца́рствие Небе́сное Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Blessed are those who are persecuted for righteousnesś sake, For theirs is the kingdom of heaven.

9 Блаже́ни есте́, егда́ поно́сят вам, и иждену́т, и реку́т всяк зол глаго́л на вы лжу́ще, Мене́ ра́ди: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Blessed are you when they revile and persecute you, and say all kinds of evil against you falsely for My sake.

Ра́дуйтеся и весели́теся, я́ко мзда ва́ша мно́га на небесе́х... Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах... Rejoice and be exceedingly glad, for great is your reward in heaven...

Десять заповедей даны были ветхозаветным племенам, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения должны иметь, чтобы более и более приближаться к Богу и обретать святость. Святость же, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, какого только может желать человек. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный – есть закон Божественной любви и благодати. Они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга.

Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом:

Иисýсъ же речé емý: воз­лю́биши Гóспода Бóга тво­егó всѣ́мъ сéрдцемъ тво­и́мъ, и всéю душéю тво­éю, и всéю мы́слiю тво­éю: Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: Jesus said to him, "'You shall love the LORD your God with all your heart, with all your soul, and with all your mind.'

сiя́ éсть пéрвая и бóлшая зáповѣдь: сия есть первая и наибольшая заповедь; This is the first and great commandment.

вторáя же подóбна éй: воз­лю́биши и́скрен­няго тво­егó я́ко сáмъ себé: вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; And the second is like it: 'You shall love your neighbor as yourself.'

въ сiю́ обою́ зáповѣдiю вéсь закóнъ и прорóцы ви́сятъ. на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. On these two commandments hang all the Law and the Prophets."

(Евангелие от Матфея 22:37-40, Евангелие от Марка 12:29-31) (Евангелие от Матфея 22:37-40, Евангелие от Марка 12:29-31) (Matthew 22:37-40, Mark 12:29-31)

И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать:

Вся́ ýбо, ели́ка áще хóщете, да творя́тъ вáмъ человѣ́цы, тáко и вы́ твори́те и́мъ: сé бо éсть закóнъ и прорóцы. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, тáк поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. Therefore, whatever you want men to do to you, do also to them, for this is the Law and the Prophets.

(Евангелие от Матфея 7:12) (Евангелие от Матфея 7:12) (Matthew, 7:12)

Смертные грехи Смертные грехи The Deadly Sins

Семь смертных грехов Семь смертных грехов The Seven Deadly Sins

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп. Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога — это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

1Гордость

2Зависть

3Чревоугодие

4Блуд

5Гнев

6Алчность (корыстолюбие)

7Уныние (лень)

Восемь главных страстей Восемь главных страстей

В XIX веке известный православный богослов и проповедник святитель Игнатий Брянчанинов составил список «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями», основанный на изучении трудов отцов Церкви. Этот список, содержательно повторяя классификацию Григория Великого, включает в себя также и перечисление конкретных проявлений греха.

1Чревообъедение (объедение, пьянство, нарушение постов, излишняя любовь к плоти — из этого следует самолюбие, неверность Богу).

2Любодеяние (блудное разжжение, блудные ощущения, принятие нечистых помыслов и беседа с ними, блудные мечтания и пленения, нехранение чувств (особенно осязания), сквернословие и чтение сладострастных книг, грехи блудные естественные и противоестественные).

3Сребролюбие (любовь к деньгам, имуществу, желание обогатиться, размышление о средствах к обогащению, мечтание богатств, опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания, корыстолюбие, неупование на Промысл Божий, пристрастие к различным тленным предметам, суетная любовь к подаркам, присвоение чужого, жестокосердие к нищим, воровство, разбой).

4Гнев (вспыльчивость, принятие гневных помыслов, мечтание отмщения, возмущение сердца яростию, помрачение ею ума, непристойный крик, спор. Брань, жестокие колкие слова, рукоприкладство, убийство, злопомнение, ненависть, вражда, мщение, клевета, осуждение, возмущение и обида на ближнего).

5Печаль (огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случившееся, малодушие, нетерпеливость, скорбь на ближнего, ропот. Отречение от креста).

6Уныние (леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитве, оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение. Неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние).

7Тщеславие (искание славы человеческой, хвастовство, желание и искание земных и суетных почестей, любовь к одежде, роскоши, стыд исповедывать грехи и сокрытие их перед духовником, лукавство, самооправдание, прекословие, лицемерие, ложь, лесть, зависть, унижение ближнего, бессовестность, переменчивость нрава).

8Гордость (презрение ближнего, предпочтение себя всем, дерзость, омрачение, дебелость ума и сердца, склонность их к земному, хула, неверие, лжеименный разум (ереси), непокорность Закону Божию и Церкви, чтение еретических книг, последование своей плотской воле, колкое насмешничество, потеря простоты, любви к Богу и ближнему, невежество и финал — смерть души).

Не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!» А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Православные Таинства

Под та́инствами в православном богословии понимаются священнодействия, в которых происходит встреча Бога с человеком и наиболее полно, насколько возможно в земной жизни, осуществляется единение с Ним. В таинствах благодать Бога нисходит на нас и освящает все наше естество – и душу, и плоть – приобщая его к Божественному естеству, оживотворяя, обоготворяя и воссозидая в жизнь вечную. В таинствах мы получаем опыт неба и предвкушаем Царство Божье, к которому всецело приобщиться, то есть войти в него и жить в нем, можно лишь после смерти.

В настоящее время в Православной Церкви принято считать таинствами Крещение, Евхаристию, Миропомазание, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение; все остальные священнодействия относят к числу обрядов.

В каждом таинстве есть видимая сторона, включающая в себя само чинопоследование, то есть слова и действия участников, «вещество» таинства (вода в Крещении, хлеб и вино в Евхаристии), а есть и невидимая сторона – духовное преображение и возрождение человека, ради чего и совершается все чинопоследование. Собственно «тайной» и является эта невидимая часть, остающаяся за пределами зрения и слуха, выше разума, вне чувственного восприятия. Внешние действия ("видимый образ") в Таинствах имеют значение не сами по себе. Они предназначены для человека, приступающего к Таинству, поскольку по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божьей.

Всякое действие Церкви всегда в некотором смысле является таинством. Но Церковь выделяет семь главных таинств, которые отличаются от остальных тем, что в них дается некое особенное, новое качество человеку, некий особенный духовный дар, который изменяет жизнь человека – качественно изменяет. Поэтому не всякая молитва и не всякий молебен называются таинствами.

Семь Православных Таинств Семь Православных Таинств

1Крещение

В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.

2Миропомазание

В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни.

3Покаяние (Исповедь)

В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.

4Причащение (Евхаристия)

В Таинстве Причащения верующий получает благодать обожения через единение со Христом.

5Елеосвящение (Соборование)

В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.

6Брак (Венчание)

В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.

7Священство

В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротoнию) правильно избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.

Таинства Православной Церкви делятся на неповторяемые (Крещение, Миропомазание, Священство) и повторяемые (Покаяние, Причащение, Елеосвящение и, при определенных условиях, Брак). Кроме того, Таинства делятся еще на две категории: обязательные для всех христиан (Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение и Елеосвящение) и необязательные для всех (Брак и Священство).

Очевидно уже из самого определения Таинства, что "невидимая благодать Божья" может подаваться только Господом. Поэтому, говоря обо всех Таинствах, необходимо признать, что Совершителем их является Бог. Но соработниками Господа, людьми, которым Им Самим даровано право совершать Таинства, являются правильно поставленные епископы и священники Православной Церкви. Основание для этого находим в послании апостола Павла: Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих (1 Кор. 4; 1).